Основная информация
Это древняя церковь - одна из четырех основных соборов Рима. Строительство ее началось в IV в.
В инкрустационном стиле декорированы фасады многих зданий в Риме. Монастырский двор церкви Сан-Паоло фуори ле Мура выполнен другим мастером, Вассалетто, который использовал инкрустационный стиль на венецианский манер.
Базилика Сан-Паоло фуори ле Мура была возведена в правление императора Константина на месте прощания апостолов Петра и Павла в день казни Павла. Там, где он впоследствии был похоронен.
В 1823 г. ее здание сильно пострадало от пожара. В течение последующих 30 лет базилику восстанавливали и реставрировали. Базилика была заново отстроена в прежнем виде. Вновь ее освятили только в 1854 г.
Церковь Сан-Паоло фуори ле Мура очень похожа на Вифлеемский храм. Ее фасад украшает величественный портик на 146 колоннах. В центре между колоннами установлена статуя апостола Павла, выполненная Пьетро Каноником.
Часть фасада, виднеющаяся над портиком, богата декорирована мозаикой. На внутреннем поле фронтона портика представлена композиция под названием "Христос благословляющий между святыми Петром и Павлом". Чуть ниже расположен сюжет "Агнец Божий", а под ним огромные изображения пророков обрамляют окна базилики.
Интерьер базилики богато украшен и состоит из пяти нефов. Восемьдесят колонн из гранита отделяют центральный неф от боковых. В верхней части храма вдоль нефов тянется лента изображений 236 пап. Старые витражи были разбиты взрывом в 1893 г. Их давно заменили огромные окна. Потолок украшен кессонами и золочеными панелями.
Возле наружной двери находится алтарь Святого Дионисия, по преданию, когда этого великомученника обезглавили, он, взяв голову в руки, целый час ходил по кругу, потом осторожно положил голову и умер. По другую сторону от входа стоит еще один алтарь, где имеется надпись: "Здесь (лежит) тело девы Устиане".
Рядом с главным алтарем- алтарь Святого Креста. Каждую пятницу после удара малого колокола поднимается занавес, и перед верующими открывается чудотворный крест, все падают ниц и молятся о сотворении чуда.
Замечательными мастерами-мраморщиками была создана изящная крытая квадратная колоннада внутреннего двора церкви. Впервые в этом сооружении появились характерные для Средневековья детали.
Колонннада состоит из небольших тонких колонн, попарно поставленных на высокий барьер. Колонны выглядят очень хрупкими и изящными. По форме они либо прямые, либо скручены в затейливые жгуты. Некоторые из них были отделаны мозаикой.
В верхней части колонны венчают кудрявые капители с опирающимися на них небольшими полукруглыми арочками. Такой же внутренний дворик сохранился и в базилике Сан-Джованни ин Латерано. Исследователи считают, что оба дворика (кьостро) были сделаны в известной мастерской Вассалетто.
Весь пол перед главным алтарем выложен мозаикой с изображениями всевозможных животных. Алтарь окружает красивая бронзовая решетка. Табернакль работы Арнольфо ди Камбио и Пьетро Каваллини, созданный ими в 1285 г., почитается верующими как самая дорогая реликвия этой церкви. Прекрасный балдахин табернакля покрывает алтарь, сооруженный над гробницей святого Павла. Через традиционное исповедальное окошко гробницы видна надпись на камне, высеченная в IV в.: "Павел Апостол Мученик".